Они сражались за марку: великие гоночные «Форды»

Они сражались за марку: великие гоночные «Форды»
10:00, 02 Май.

### Ford Lotus Cortina В начале шестидесятых Уолтер Хейс, бывший журналист и главный пиарщик Ford обратился к боссу Lotus Колину Чэпмену с просьбой подготовить двухдверку Cortina по требованиям Group 2. Выглядит как-то скромно? Но отличий от обычной «Кортины» великое множество! Например, коробка-«механика» от спорткара Lotus Elan, модифицированная подвеска (в особенности задняя — с пружинами вместо рессор) и часть кузовных элементов из алюминия.

Главное — 1,6-литровый двухвальный 8-клапанник Twin Cam (106 л.

с.) на базе фордовской «четверки».Ford К надежности первого поколения возникали вопросы, но автомобиль достойно выступал в шоссейно-кольцевых состязаниях.

Шотландец Джим Кларк (двухкратный чемпион Формулы 1, признанный одним из величайших гонщиков в истории) выиграл на нем чемпионат British Saloon Car Championship. И это лишь один эпизод гоночной карьеры Ford Lotus Cortina.

Ford ### Ford GT40 Среднемоторный монстр не нуждается в представлениях. О его крутых похождениях сняли яркую ленту «Форд против Феррари». А началось всё с большого скандала. Американский автогигант не смог отхватить лакомый кусок в виде гоночной команды Ferrari и получил жесткий отказ самого Энцо Феррари, поскольку тот хотел лично руководить автоспортивным подразделением.

Точкой кипения стал отказ американцев допустить его технику на гонку Indianapolis 500 в случае заключения сделки.

В отместку Ford создал суперкупе, чтобы наказать зазнавшегося «макаронника» на его же поле. В том числе, в 24-часовом марафоне в Ле-Мане, где итальянские машины бескомпромиссно доминировали.

Ford Сперва GT40 ломался и выбывал из соревнований, поэтому с 1964 года программу передали легендарному гонщику и конструктору Кэрроллу Шелби и его фирме Shelby American. Послужной список машины поражает — она побеждала в Ле-Мане с 1966 по 1969 год! Первым триумфатором был GT40 Mk II с двигателем V8 объемом 7,0 л (суть адаптированный агрегат для американского первенства NASCAR) и четырехступенчатой механической коробкой передач.

Ford ### Ford GT40 Mk IV История Mk IV одновременно прекрасна и очень трагична.

По сути перед нами переосмысление GT40 (за исключением семилитрового V8, коробки передач, ряда компонентов подвески и тормозов) с упором на обтекаемость и облегчение.

Масса — 1207 кг, на 136 кг меньше, чем Mk II. В августе 1966 года суперкар проходил испытания на автодроме Riverside International Raceway под управлением Кена Майлза.

В конце скоростной прямой он вышел из-под контроля и разбился. Гонщик погиб. Разбирательство показало, что в катастрофе повинна аэродинамика — точнее, отсутствие антикрыла, которое снижало бы подъемную силу. Этот момент учли и, кроме того, установили каркас безопасности из стальных труб а-ля NASCAR, существенно повысивший пассивную безопасность.

Ford Mk IV участвовал лишь в двух гонках 1967-го — «12 часов Себринга» и «24 часа Ле-Мана» — и выиграл обе.

А в суточной выжал невероятные 343 км/ч на прямой Mulsanne. Тот триумф символичен для Ford как для американского производителя: шасси ранних GT40 (Mk I–Mk III) строились в Великобритании, а Mk IV — полностью в Штатах фордовским подразделением Kar Kraft.

Ford ### Ford Escort RS1800 Ралли — другая сфера интересов Ford Motor Company, в которой концерн проявлял завидное упорство и никогда не сдавался. До эры турбонаддувных полноприводных чудищ на допах сражался Escort RS1800, очень боеспособный, с задними ведущими колесами и 16-клапанником Cosworth (до 253 л.

с.) объёмом 2,0 литра. Инжиниринг, помноженный на мастерство Бьорна Вальдегарда, Ари Ватанена и Ханну Микколы позволил выиграть множество гонок, дважды Мировой чемпионат в личном зачете (1979 и 1981 год) и Кубке производителей (1979 год).

Ford Дорожный омологационный RS1800 чрезвычайно редок, построено 109 экземпляров.

Двигатель — «один и восемь» с 16-клапанной головкой блока цилиндров (115 л.с.).Ford ### Ford Sierra RS500 Cosworth Фантастический «Косси» — плод одной из самых результативных коллабораций между концерном Ford и фирмой Cosworth.

Стандартный хэтчбек RS с двухлитровой «турбочетвёркой» и задним приводом состряпан для допуска в гоночную Группу A. RS500 Cosworth — эволюция с дальнейшими апгрейдами. Например, форсированным 227-сильным мотором со множеством новшеств — более производительным турбокомпрессором Garrett AiResearch T04, интеркулером, топливным насосом и системой впуска.

Спойлер под огромным «китовым хвостом» — фишка RS500.

Тираж, как вы уже наверное догадались, полтысячи штук.Ford Стремительное восхождение Sierra в кольцевых гонках началось как раз с появления грозного RS500 Cosworth. Вот несколько фактов: суперхэтч выигрывал первенства Japanese Touring Car Championship (1987–1989 годы), Australian Touring Car Championship (1988 и 1989 годы), British Touring Car Championship (1990 год), а также ряд престижных гонок.

В частности, дважды австралийскую Bathurst 1000 и суточный марафон на Нюрбургринге и Спа.

Ford ### Ford Mondeo Super Tourer На вид — почти серийный лифтбек Mondeo, а на деле один из самых изощренных и совершенных автомобилей категории Super Touring британского первенства BTCC (British Touring Car Championship).

Ford в данном случае ни при чем. Супер-«Мондео» вышел из инжинирингового центра Prodrive и глобально отличается от серийного тезки. Мотор V6 объемом 2,0 литра с шестью индивидуальными дроссельными заслонками базируется на заводском «два и пять».

Если вкратце, то из 806 основных компонентов модифицированы или заменены 682 детали. Мощность — свыше 300 л.с. при 8500 об/мин.Ford Super Tourer устроил конкурентам полный разнос в сезоне 2000 года.

Он выиграл 11 гонок из 24, а выступавшие на нем пилоты заняли три первых места по итогам чемпионата («золото» взял Ален Меню). Плюс лидерство в Кубке конструкторов.

Mondeo и дальше громил бы всё на своем пути, но в 2001-м изменились правила, и эра «супер туринга» завершилась.Ford ### Ford Focus WRC С одной стороны этот ралли-кар считается невезучим. На нем гоняли именитые пилоты, включая Колина МакРэя и Карлоса Сайнса, но никому из них так и не удалось завоевать чемпионский титул.

С другой, хэтчбек сражался как тигр! В 2006 и 2007 году выиграл Кубок конструкторов. За 11-летнюю карьеру он принял участие в 173 этапах, победил в 44 и в общей сложности привозил пилотов на подиум 142 раза.

Ford Давайте вспомним требования к раллийным машинам WRC в те времена — действовавший с 1997 по 2010-й регламент. За основу брали серийный «кузов» с тиражом минимум 2500 экземпляров.

Допускалось увеличивать рабочий объем до 2,0 литров, использовать систему наддува и анти-лаг (с рестриктором диаметром 34 мм на впуске мощность составляла порядка 300 л.

с.), полный привод и секвентальную коробку передач. Также разрешалось переделывать аэродинамику. Минимально допустимый вес — 1230 кг.Ford ### Ford Falcon «Форды» гоняли не только в западных и азиатских сериях.

Австралия — вот, где разворачивалась настоящая драма! Крутейший чемпионат V8 Supercar еще недавно был полем жестокой битвы между заклятыми врагами — Ford Falcon и Holden Commodore от General Motors. «Сокол» (так переводится с английского falcon) разработан ныне закрытым местным подразделением и не имел аналогов в гамме европейского и американского «Форда».

Один из титулованных — седан с внутризаводским индексом BA: он выигрывал первенство с 2003 по 2005 год.

Ford Вероятно, Falcon отдаленно напомнил вам Mondeo, однако между ними пропасть. Австралийский Ford построен на собственном шасси с продольной компоновкой силового агрегата. Что касается гоночного, то у него пятилитровый нижневальный V8 с двумя клапанами на цилиндр (630 л.

с.), шестиступенчатая «механика» и подвеска на двойных поперечных рычагах спереди и сзади.Ford ### Ford Fiesta WRC Очень успешный ралли-кар, победивший в Мировом первенстве в 2017 и 2018 году под управлением француза Себастьена Ожье, «пилили» под новый гоночный регламент.

Машины тогда стали мощнее и изощреннее. В частности, диаметр рестриктора на впуске увеличили с 33 мм до 36 мм, а отдача 1,6-литровых «турбочетверок» выросла с 310 до 380 л.

с. Разрешили использовать электронноуправляемый активный межосевой дифференциал, хотя с 2011-го по 2016-й у автомобилей WRC вообще не применялся «центр».

Требования к аэродинамике сделали более либеральными.Ford «После тестирования я могу честно сказать, что это одна из самых впечатляющих моделей, которую мы когда-либо создавали», — говорил о «Фиесте» менеджер гоночной команды M-Sport Малкольм Уилсон.

Не правда ли, хэтчбек с развитым оперением слегка смахивает на легендарные болиды группы Б (Group B) восьмидесятых?Ford ### Ford GT LM GTE-Pro В 2016 году фордовцы сорвали покрывало со среднемоторного GT.

Он пришел на смену ретрокупе с компрессорным V8 объемом 5,4 литра и поначалу разочаровал даунсайзингом. V6 «три и пять» с двумя турбокомпрессорами — как-то маловато в свете атлетичных «восьмерок» у предшественников.

Но это ровно до тех пор, пока не узнаешь об отдаче до 669 л.с. Которая вызывает жгучую зависть у Ford прошлого поколения. Или о преселективном семиступенчатом «роботе» с двумя сцеплениями, углепластиковом монококе, регулируемой подвеске типа pushrod и прочих подробностях.

Вся эта красота очень круто показала себя в гонках.Ford Дебют в «24 часах Дайтоны» получился не слишком триумфальным: Ford GT условно серийного класса LM GTE-Pro заняли седьмую и девятую строчку.

Но в суточном марафоне в Ле-Мане 2016 года выиграл в своей категории. Ровно полвека после грандиозной победы Ford GT40! Послужной список «джи-ти» в автоспорте весьма длинный — суперкар побеждал в нескольких десятках состязаний по всему миру.

Вы долистали до последнего слайда в подборке, а значит с нас бонус. Советуем также ознакомиться с быстрыми Фордами, которые обозначались [забытой аббревиатурой XR](https://motor.

ru/stories/ford-xr-legacy.htm). Кроме того, у нас есть [свежая галерея](https://motor.ru/stories/10-tough-mustangs.htm) о выдающихся Мустангах разных эпох.Ford Ford — это не только массовые легковушки, кроссоверы, суперпопулярные в Америке пикапы F-Series и культовый Mustang, но еще и армия гоночная техника.

В прошлый раз мы рассказали про омологационные машины с шильдиком RS, а сейчас вспомним про специализированные снаряды.

Они зажигали в разных дисциплинах по всему миру, на асфальте, грунте и снегу. Принесли компании славу и популярность, но не всегда были творениями самого «Форда».

Рубрика: Авто и мото. Читать весь текст на motor.ru.